О специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
- специально оборудованные учебные кабинеты - отсутствуют;
- объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - кабинет педагога-психолога;
- библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - отсутствует;
- объекты спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - отсутствуют;
- средства обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - аппаратно-программый комплекс для слабовидящих обучающихся;
- обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации - Для обеспечения беспрепятственного доступа в здание для слабовидящих людей и инвалидов по зрению на стеклах входной группы и ступенях нанесена контрастная сигнальная лента для обозначения опасных и безопасных зон. Сведения о названии и графике работы гимназии продублированы рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастной табличке. Для обеспечения доступа маломобильных лиц установлен пандус;
- о специальных условиях питания;
- о специальных условиях охраны здоровья не реализуются;
- о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья В целях обеспечения образовательного процесса учащимся предоставляется доступ в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». Для защиты от информации, способной нанести вред здоровью и развитию детей, применяется система контентной фильтрации. Сайт МБОУ Гимназия № 1 имеет версию для слабовидящих в соответствии с ГОСТ Р 52872–2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению»;
- о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования - аппаратно-программый комплекс для слабовидящих обучающихся;
- о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат- общежитие и интернат отсутствуют;
- о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья- общежитие и интернат отсутствуют
Паспорт доступности МБОУ Гимназия №1
Постановление правительства об обучении на дому от 05.03.2019 № 109
Приказ МО Оренбургской области от 12.04.2017 № 01-21/768 Об утверждении межведомственного плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций Оренбургской области, в том числе детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на 2017 год
Указ Губернатора Оренбургской области от 10.03.2017 № 106-ук О создании ресурсного центра «Импульс» для детей с ограниченными возможностями здоровья
Указ Губернатора Оренбургской области от 09.02.2017 № 64-ук О создании ресурсного центра поддержки общеобразовательных организаций Оренбургской области
Постановление Правительства Оренбургской области от 18.10.2016 № 714-пп О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 № 731-пп «Об утверждении государственной программы Оренбургской области «Доступная среда» на 2014–2020 годы»
Постановление Правительства Оренбургской области от 12.07.2016 № 513-п О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 9 октября 2015 года N 814-п "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Оренбургской области"
Приказ МО Оренбургской области от 30.04.2015 № 01-21/956 О создании организационно-управленческих условий введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Приложение 2 - Состав областной рабочей группы по введению ФГОС ОВЗ в образовательные организации Оренбургской области
Указ Губернатора Оренбургской области от 23.01.2015 № 10-ук О создании ресурсного центра для детей с ограниченными возможностями здоровья
Государственная программа Оренбургской области «Доступная среда» на 2014-2020 годы
Положение о разработке адаптированной ОП
Положение о разработке и реализации ИУП
Положение о реализации инклюзивной практики
Положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребенкоа с ОВЗ
Положениеоб организации обучения ребенка с ОВЗ
Аннотация к АООП ФГОС НОО для детей с ЗПР
Аннотация к АООП для детей с ОВЗ
Адаптированная основная образовательная программа на 2016-2020 учебный год
Адаптированная основная образовательная программа на 2014-2019 учебный год
Анкета по обеспечению введения ФГОС НОО ОВЗ
Повышение квалификации учителей, работающих с детьми с ОВЗ в гимназии
Программа «Доступная среда» МАОУ Гимназия №1
Материально-техническая база гимназии и психолого-педагогическое обеспечение.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья созданы, оптимально возможные на данный период в школе, условия для обучения и развития.
Оснащение кабинета учителя - логопеда для индивидуальных занятий с детьми согласно требованиям СанПиН (компьютер, муляжи фруктов, овощей, мозаика, конструктор, кубики, пирамидка, дидактические, развивающие, речевые, логические игры, зеркало, индивидуальные коррекционные карточки, альбом обследования звукопроизношения).
Оснащение кабинета педагога-психолога: компьютер, магнитофон, набор практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции нарушений развития у детей; практические материалы для психологической работы в школе; набор игрушек и настольных игр; набор материалов для детского творчества.
Дети и их окружение находятся в психологически сложной ситуации, поэтому каждому из ребят и их близким необходима психолого-педагогическая помощь.
Основная технология в работе педагога-психолога является психологическое сопровождение развития личности детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Суть психологической работы с детьми с ОВЗ состоит в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков. В своей работе педагог-психолог использует следующие методы психологической реабилитации: беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическую помощь, ролевые игры, тренинговые упражнения, группу психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей, так и для членов их семей.
До начала обучения мы продумываем варианты адаптации программного материала, то есть, тут психолог играет роль своеобразного эксперта – оценивает психологическую адекватность учебного плана. Понятно, что сами образовательные стандарты психолог изменить не может, но он может предложить варианты адаптации требований (тетради с разноуровневыми заданиями по одним и тем же темам, и соответствующие такому разноуровневому обучению методические рекомендации).
Индивидуальные планы работы для детей с задержкой психического развития основываются на возможностях, сильных сторонах развития и интересах учащихся. Учитель составляет планы в совместном диалоге с родителями и специалистами. Родители прислушиваются к мнению педагогов и специалистов, но они имеют право вносить изменения в этот план, который впоследствии подписывают и периодически отслеживают степень его реализации. Такой план составляется максимум на год. На его основе учитель составляет и еженедельный и ежедневные планы.
В учебный план и план воспитательной работы с такими детьми вводятся оздоровительные и коррекционно-развивающие занятия.
Большая проблема при работе с детьми с ЗПР – выявление семейных психологических механизмов, которые оказывают влияние на особенности поведения и психическое здоровье детей, поэтому очень важно о психолого-педагогическое образование родителей. Родители таких детей не только значительно дольше несут ответственность за своего ребенка, чем родители здоровых детей, но и лучше, чем кто-либо, знают его личностные особенности.
Практика показала, что наиболее эффективной формой работы с родителями в нашей школе являются родительские собрания, которые проводятся в активных формах с участием учителей. На таких собраниях-тренингах родители вынуждены размышлять о психофизических закономерностях развития ребенка. Здесь они учатся всесторонне изучать проблему, понимать мотивы поведения ребенка, расширяют личный арсенал средств взаимодействия с ребенком; получают профессиональную психолого-педагогическую поддержку в поиске эффективных способов воспитания. У родителей формируется адекватное представление о детских возможностях и потребностях, раскрываются новые ресурсы.
Психическое и физическое здоровье ребенка с ЗПР сильнейшим образом зависит от его настроения и душевного состояния. С целью социальной адаптации таких детей в школе осуществляется активное привлечение их к массовым мероприятиям, проводимым в школе, районе, направленным на формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями: классные часы, беседы, консультации, стендовая информация, конкурсы рисунков, участие в Фестивалях, научно-практических конференциях, олимпиадах, спортивных мероприятиях и др. Ребята привлекаются в учреждения дополнительного образования.
Уже с самого начала обучения такого ребенка в школе педагог-психолог, и социальный педагог работают с классом, в котором учатся дети с задержкой психического развития. Между обычными детьми и детьми с особыми потребностями складываются вполне прочные и длительные дружеские отношения. Ученики чувствуют себя более комфортно, и не боятся общаться с людьми, которые отличаются от них.
Психологически чрезвычайно важно, чтобы все педагоги школы старались спокойно и адекватно общаться с особыми детьми, по возможности не выделять их особенности перед другими детьми, не обсуждать без необходимости их проблемы.
В целях грамотного ведения коррекционно-развивающей деятельности и психолого-педагогической поддержки детей с ЗПР гимназия взаимодействует с районной психолого-медико-педагогической комиссией
Кадровое обеспечение и финансирование.
Сформирована междисциплинарная команда специалистов гимназии, в состав которой входят педагоги: учителя начальных классов, учитель-логопед, социальный педагог, психолог, заместитель директора по УВР.
Наличие педагогических работников, прошедших повышение квалификации в области инклюзивного образования не менее 72 часов:
• учителя,
• педагог-психолог,
• учитель-логопед,
• координатор по инклюзии.
Педагогическим работникам, специалистам устанавливается персональная надбавка, определяемая ежегодно комиссией по установлению компенсационных и стимулирующих выплат.
В целом в гимназии созданы удовлетворительные условия для реализации инклюзивного образования для детей с задержкой психического развития.
В феврале 2015г. был преобретён аппаратно-программый комплекс для слабовидящих обучающихся.